Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
13 августа 2008, 23:50 • Политика

За мир и за Саакашвили

Премьер Словакии: Войну спровоцировала Грузия

За мир и за Саакашвили
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев,
Дмитрий Бавырин,
Юлия Малышева

План урегулирования грузино-осетинского конфликта, подготовленный Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, одобрен Евросоюзом. Но «разбор полетов» и высказывание претензий в адрес Москвы, на которых настаивает Лондон, еще впереди. Однако Прибалтика и Польша мешкать не стали и уже заявили об агрессии и оккупации суверенной и демократической Грузии. В свою очередь Словакия и примкнувшая к ней Турция действия России целиком поддержали.

В среду в Брюсселе главы МИД стран ЕС собрались с целью обсудить ситуацию в Южной Осетии и одобрить план урегулирования конфликта, ранее согласованный президентами России и Франции и подписанный (хотя и с некоторыми оговорками) президентом Грузии.

Миротворцы из Шенгена

Многие европейские СМИ «вели информационную войну против России» и даже не предоставили возможность высказаться осетинам

В итоге план был одобрен, посредническая роль Евросоюза как наводящего мосты между Москвой и Тбилиси подтверждена. «Евросоюз полон решимости быть очень активно вовлеченным в усилия по обеспечению мира в зоне конфликта», - отмечается в итоговом постановлении, основанном на документе Медведева и Саркози.

Впрочем, главе французского МИДа Бернару Кушнеру пришлось отметить, что принятая участниками встречи резолюция юридической силы иметь все-таки не будет, хотя ранее такая возможность оговаривалась. Однако Франция, Великобритания и Бельгия, которая сейчас председательствует в Совете безопасности ООН, намерены представить данный документ и как проект резолюции Совбеза. «Только таким образом этот документ может обрести юридическую силу», - отметил Кушнер.

Вообще, Кушнер считает, что этот мирный план по Грузии и Южной Осетии «не изменит мир», но позволит остановить насилие. «Я поздравляю своих коллег. Именно так можно оценивать то, что ЕС представляет и что он играет не только гуманитарную роль, но и эффективную политическую», - передает слова Кушнера ИТАР-ТАСС.

Между тем, наибольшее обсуждение в кулуарах вызвал вопрос возможной отправки в зону конфликта европейской миротворческой миссии. Все началось с того, что представитель Еврокомиссии Питер Пауэр заявил: министры уже поддержали идею об отправке миротворцев (именно миротворцев) в Южную Осетию, задачей которых будет контроль за претворением данного плана в жизнь. «ЕС готов принять участие, в том числе на месте конфликта, в поддержании усилий ООН и ОБСЕ», - отметил ирландец Пауэр.

О готовности включить военнослужащих своей вотчины в состав таких миротворческих подразделений сразу же заявил глава МИД Чехии Карел Шварценберг. «Как только проект будет реализовываться, мы примем в нем участие. Число сержантов и офицеров будет определено после того, как главы МИД стран ЕС согласуют детали возможной миротворческой операции», - отметил он.

Однако позднее Кушнеру пришлось уточнять позицию Брюсселя. Речь, как оказалось, идет не совсем о миротворческой миссии. «Многие страны готовы действовать непосредственно в зоне конфликта, для нормализации обстановки. Надо ли называть это участие миротворцами? Нет. Наблюдатели, группы мониторинга будет вернее», - заявил Кушнер агентству Reuters, добавив, что и в этом случае соответствующее решение Совбеза ООН необходимо.

«Идея отправки наблюдателей, я бы их назвал европейскими регуляторами, наблюдателями, координаторами.... именно в такой форме должно быть обеспечено европейское присутствие в зоне конфликта», - еще раз подтвердил шеф французской дипломатии. В свою очередь верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана заметил, что статус и реальные полномочия «наблюдателей» (они же «контролеры») еще предстоит уточнить.

К слову, организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) уже приняла решение увеличить количество своих наблюдателей в Южной Осетии в полтора раза – до 300 человек. «Министры согласились содействовать увеличению группы ОБСЕ, что может стать первым шагом на пути к стабилизации ситуации в неспокойном регионе», - отметил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Между тем, министр иностранных дел председательствующий в Совете Европы Швеции Карл Бильдт подверг сомнению то, что Москва допустит европейских наблюдателей на территории, находящиеся под контролем российских военных. «Нет никаких признаков того, что Россия допустит ещё кого-нибудь. ...Я не вижу никакой вероятности того, что это случится... в тот момент, когда российские войска контролируют ситуацию», - заверил присутствующих Бильдт.

Напомним, что Москва еще не озвучивала своей позиции по поводу европейских «миротворцев», «контролеров» и «наблюдателей». Известно только, что российские миротворцы в Абхазии и РЮО остаются, а вот грузинские – нет. «Они показали себя предателями и трусами, они стреляли в своих товарищей – в российских миротворцев, и в Южной Осетии они больше не появятся», – заявлял по этому поводу глава МИД РФ Сергей Лавров.

Друзья и враги

Кстати, в завершении своей встречи министры ЕС коснулись и вопроса взаимоотношения с Россией. «Данный вопрос будет вынесен на обсуждение встречи министров иностранных дел государств ЕС, которая назначена на 5 и 6 сентября», - сообщил Кушнер, подчеркнув, что соответствующее предложение было вынесено министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом. «Выступления британского министра были выслушаны на сегодняшнем заседании в Брюсселе с большим вниманием», - сказал министр французский.

Отсылка на инициативы Милибэнда вызывает определенную настороженность, поскольку хозяин Форин-офиса высказывался в отношении России во вполне определенном ключе. В частности, Милибэнд обвинил Москву в «неприкрытой агрессии» в отношении Грузии и высказался в пользу изоляции России в рамках G8.

«Евросоюзу следует оказаться способным подойти к рассмотрению вопроса возможно или нет продолжить переговоры с Москвой о более тесных отношениях», - резюмировал министр Её Величества.

Аналогичный пафос есть и у других стран единой Европы. К примеру, пока их министры одобряли в Брюсселе план Медведева-Саркози, президенты Польши, Литвы и Эстонии, а также премьер-министр Латвии данный план критиковали. Более того, по итогам встречи с Саакашвили в Тбилиси лидеры Прибалтики и примкнувшей к ней Варшавы предложили свой план по урегулированию. В нем тоже 6 пунктов. На этом сходство заканчивается

В документе идет речь о «прекращении агрессии и оккупации суверенной и демократической Грузии», «немедленном выводе оккупационных войск» и создании «гуманитарных коридоров для предоставления международной гуманитарной помощи жертвам российской агрессии».

А чтобы подобные конфликты не повторялись в дальнейшем, Валдас Адамкус, Томас Хендрик Илвес, Лех Качиньский и Иварс Годманис предлагают предоставить Грузии план действий по членству в НАТО (ПДЧ) ускоренными темпами, а также направить в зону конфликта миротворцев из ЕС.

«Находим, что в представленных во вторник вечером как в Москве, так и в Тбилиси документах отсутствует главный элемент - упоминание об уважении территориальной целостности Грузии», - резюмируют три президента и один премьер, прекрасно понимая, что столь критикуемый ими российско-французский план уже одобрен странами Европы.

Словом, единства мнений в единой Европе как не было, так и нет. В пику Польше и Прибалтике премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил следующее: «Войну спровоцировала Грузия. Я не смотрел бы на ситуацию в черно-белых тонах, как этого некоторые хотят, потому что в регионе был провокатор, и мы знаем кто спровоцировал конфликт»

Более того, вице-спикер парламента Словакии Анна Белоусова назвала конфликт в РЮО «попыткой геноцида со стороны Грузии, чем должен заняться международный трибунал». Кроме того, с её слов, многие европейские СМИ «вели информационную войну против России» и даже не предоставили возможность высказаться осетинам, «которых война коснулась непосредственно и в первую очередь», сообщает ИТАР-ТАСС.

В среду Россия также получила поддержку от весьма геополитически-активного кандидата в ЕС. Президент Турции Абдуллах Гюль в телефонном разговоре с президентом РФ Дмитрием Медведевым приветствовал решения российской стороны по принципам урегулирования в Южной Осетии.

«Президент Турции выразил глубокие соболезнования в связи с массовой гибелью мирных граждан в Южной Осетии и надежду на скорейшую нормализацию ситуации, - говорится в сообщении пресс-службы Кремля. - В этой связи Гюль дал высокую оценку принятым президентом России решениям, в том числе совместно с Евросоюзом».

Напомним, в среду в Москву с незапланированным визитом прибыл премьер-министр и лидер правящей партии Турции Тайип Эрдоган. Причем и на встрече с президентом Медведевым, и в рамках переговоров с премьер-министром Путиным позиция Анкары была подтверждена: Турция солидарна с Россией и готова оказать всю необходимую поддержку для урегулирования ситуации.

«Я приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией в связи с ситуацией в Южной Осетии. Данная ситуация позволяет еще раз посмотреть на отношения между нашими странами, солидарность между которыми в этом регионе имеет огромное значение», - сказал турецкий премьер, обращаясь к Дмитрию Медведеву.

Комментарии экспертов

Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН
Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН
Первоочередная задача – чтобы обе стороны отвели свои войска, в зоне конфликта остались лишь миротворческие силы, а Южной Осетии была оказана гуманитарная помощь. Далее, если уж приняли решение обращаться в суд, надо довести это до конца. Тем более с учетом того, что Саакашвили побежал впереди паровоза и уже подал в суд на Россию. Поэтому нам необходимо готовить доказательную базу, чем сейчас и занимаются следователи в Осетии. При этом все поступающие материалы необходимо обязательно озвучивать, чтобы международное сообщество понимало, где ложь, а где – правда. И, наконец, России необходимо решать вопрос о дальнейшем статусе непризнанных республик. Но делать это не силами одной Москвы, а готовить почву, чтобы такое решение было принято международным сообществом. Для этого нужно дождаться прохождения плана по урегулированию и добиваться на уровне Совбеза ООН адекватной оценки происшедших событий. Хотя это будет не просто: я уверен, что США будут блокировать жесткие формулировки. / ВЗГЛЯД

Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Что бы мы ни подписали, можно точно сказать: российский миротворческий контингент будет усилен, чтобы предотвратить повторение таких событий. Безусловно, после военного поражения Грузия начнет дипломатическое наступление. И эта война обещает быть не менее жесткой, чем «принуждение к миру». История показывает, что очень часто именно в дипломатической войне отыгрываются многие позиции, которые были проиграны на поле боя. Вспомните наше поражение в русско-японской войне, и как затем российские дипломаты отыграли все назад. Так что война не кончилась, она просто приняла другие формы. Как и «принуждение Грузии к миру» еще не окончено – оно из военной фазы перешло в дипломатическую. Что же касается непризнанных республик, то в отношении них мы могли бы пойти по американскому пути. Понятно, что Россия не может в одиночестве признать их, как и не может заключить с ними договор о взаимной обороне. Американцы вышли из этой ситуации очень просто – они приняли внутренний закон о взаимоотношениях с Тайванем, где записали свое право препятствовать всеми средствами силовому решению тайванского вопроса со стороны Китая. На этом основании они держат там свою базу и снабжают Тайвань вооружением. / ВЗГЛЯД

Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
Подписание плана по урегулированию проблемы не решает. Я считаю, что Россия должна настаивать на полном разоружении Грузии, а в случае сопротивления Тбилиси окончательно добить грузинские вооруженные силы. Потому что сейчас в отношении Саакашвили может повториться та же ситуация, что и с Саддамом Хусейном после его нападения на Кувейт. Иракские войска были разгромлены, но по ряду причин США приняли решение не добивать их окончательно и, как известно, получили по полной программе позже. Поэтому я убежден в том, что вооруженные грузинские силы должны быть или запрещены или уничтожены. Грузия не показала себя самостоятельной и ответственной страной, которая вправе иметь у себя вооруженные силы с наступательным потенциалом. Понятно, что этот шаг вызовет бурю критики со стороны Запада. Однако как показали последние дни, не меньшую критику там вызывают и совершенно правомерные и единственно возможные шаги, предпринятые Россией. Поэтому нам нельзя останавливаться. / ВЗГЛЯД

Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем
Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем
На самом деле никакого плана по урегулированию нет, речь идет о давно известных принципах. Неприменение силы прописано в уставе ООН и прежних соглашениях между Россией и Грузией. Пункт о прекращении боевых действий – то же не новость. Боевые действия автоматически прекращаются, когда одна сторона терпит поражение или стороны договариваются о перемирии. Свободный доступ для гуманитарной помочи обязывается еще Женевской конвенцией. Возвращение военных к местам дислокации – это уход на военные базы, как после войны или военных учений. Нет никакого осуждения совершенного Грузией варварства, нет ограничений на вооружение грузинской армии. Самый же главный пункт – вопрос о статусе непризнанных территорий был вычеркнут. Без решения именно этого вопроса никакого решения конфликта не будет. / ВЗГЛЯД

Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Я вообще не понимаю, как серьезные люди и политики верят, что если появился какой-то план, то конфликт тут же будет решен. Он будет решен только тогда, когда у одной из сторон кончатся ресурсы для сопротивления. Либо когда обеим сторонам будет предложена вкусная конфета в том или ином виде. А по доброй воле конфликты никто не решает. Именно поэтому Россия должна оставаться в Южной Осетии и Абхазии, считать их зонами своих национальных интересов, показывать Грузии, что дальше этой красной черты мы не отступим, но не спешить с признанием Сухуми и Цхинвали, так как такие формальности реальной роли не играют. Самое интересное во вчерашних переговорах – впервые российское официальное первое лицо поставило под сомнение факт территориальной целостности Грузии. В свою очередь, Саркози стал первым политиком ЕС и первым европейским президентом, заявившим, что территориальная целостность и суверенитет не являются тождественными понятиями. Сейчас подтверждается то, что я говорил еще несколько лет назад: чем глубже Европа начнет вникать в грузинские проблемы, тем меньше у нее будет восторгов по поводу «демократа Саакашвили». Тем более, что, в отличие от США, для Европы Кавказ более близок. Поэтому сейчас нас ждет долгий этапа переговоров, и время будет работать не на Грузию. Тем более, что каждый грузинский президент разводил свою войну, тем самым еще больше отдаляя восстановление территориальной целостности своего государства. / ВЗГЛЯД
..............